Могла ли судьба моей деревни сложиться иначе?..
36 лет тому назад наш восьмой класс в количестве 23-х человек окончил школу. Успевали хорошо, класс был сильный, нам сулили прекрасные перспективы. Мы были тогда самыми счастливыми людьми на свете, росли в самой лучшей стране, нам были открыты все горизонты – живи, учись, работай, радуйся! Тогда казалось, что это положение незыблемо и наше счастье несокрушимо. Родной колхоз, который для родителей был всем, крепко стоял на ногах, была работа, стабильная зарплата. Руководство направляло передовых тружеников в санатории, бывало, доярок и механизаторов возили в Уфу на спектакли, в цирк. Разве кому-нибудь приходило в голову, что вскоре могут возникнуть трудности с устройством на работу, с поступлением в учебные заведения?!
Спустя три десятилетия все это я вспоминаю с болью в сердце. Сегодня моя родная деревня постепенно стареет и умирает. Колхоза нет, работы нет, школа закрыта. Я пытаюсь найти ответ на вопрос: почему так произошло?
Из всех моих одноклассников в деревне остались лишь трое. Примерно такая же расстановка была у выпускников до и после нас. Почему? Потому что этого хотели родители. Они твердили, что нам бы желательно остаться в городе, что они желают нам лучшей доли и более легкой жизни, чтобы мы «не горбатились в деревне за гроши». Нет, их я ничуть не осуждаю, все было из благих побуждений. Каждый для своего чада желал лучшего. К тому же если еще учесть другие обстоятельства, которые подвели к вымиранию колхоза, а затем и деревни, то факт, что старшее поколение закрыло нам обратную дорогу, – всего лишь небольшая констатация. Но она не дает мне покоя. Получается, наши же родители дали начало концу родному гнезду.
…Вот приезжают мои одноклассники навещать престарелых родителей раз в месяц, может, кто чаще, а может, и реже. Болит ли у них сердце за родной порог? И могла ли судьба деревни сложиться иначе, если бы самые лучшие силы, умы в свое время остались бы здесь, а не оказались на чужбине?