Беседа с капитаном Якуповым
Сегодня мы беседуем с начальником группы по работе с личным составом местного отдела МВД (по-простому, с начальником отдела кадров), капитаном полиции Азатом Якуповым.
- Азат Маратович, дайте нашим читателям «вводную», расскажите о себе.
- Родился в Чишминском районе, а рос в Давлеканово. Когда мне исполнилось пять лет, мама с папой развелись, так что я рос без отца. Поэтому всему тому, что должен уметь настоящий мужчина я учился сам. Как говорится в татарской поговорке, мужчине и семидесяти семи ремесел мало.
Тем не менее, мне повезло в том плане, что вокруг меня всегда были люди, с которых я брал пример. Особенно это относится к нашим ветеранам, к нашим победителям. Помню пехотинца дядю Васю, деда моего друга детства. В их доме часто звучали песни военных лет, этим духом я буквально пропитался с детства.
Поступил в Нефтекамский нефтяной колледж на техника-электрика. Потом призвали в армию, в артиллеристские войска. В «учебке» в Подмосковье сказали, что 80% из нас отправят в Чечню. В итоге служил в СКФО до 2003 г. Когда закончился срок контракта, переехал жить в Янаул, где устроился в местный отдел МВД. Устроился инженером связи, на мне было техническое обеспечение всех компьютеров, техники и пр. Постоянно занимался самообучением. С 2015 г. был назначен начальником группы по РЛС.
- А как вы оказались в Янауле-то?
- Всему виной любовь к чтению (улыбается).
- ???
- Когда учился в Нефтекамске, зашел к соседкам в общежитии взять что-нибудь почитать. Так и познакомился с будущей супругой, янаульской девушкой Региной. Сегодня воспитываем двух дочек и сына.
- Раз уж речь зашла о чтении… Расскажите поподробнее.
- Читать начал лет с шести. С детства мне выписывали в большом количестве прекрасные советские журналы «Техника молодежи», «Юный техник», «Умелые руки», «Вокруг света» и др.
Школьный план по литературе я перевыполнил с лихвой (улыбается).
Больше всего нравились научная фантастика и приключенческие романы. Жюль Верн, Эмилио Сальгари, Луи Буссенар, Фенимор Купер, Редьярд Киплинг и многие-многие другие.
- Киплинг, насколько известно, был не простым писателем.
- Бремя белого человека и прочее? Ну да, вспоминается его стихотворение:
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
- Почти риторический вопрос: ваше отношение к американизмам в речи?
- Резко негативное. Хотя сам иногда использую в разговоре заимствованные слова, но стараюсь себя одергивать.
Вообще, это очень серьезный вопрос. И вот почему. Люди, как известно, мыслят картинками, образами. И, на мой взгляд, в мире существует лишь два языка, с помощью которых можно полноценно создавать эти образы, да и вообще создавать что-либо, изобретать. Это немецкий и русский. Что до английского, то, никого не хочу обижать, но для меня это «язык дельцов».
- Наверняка стоит неимоверных трудов, чтобы оградить от этого словесного мусора детей…
- Это точно. К примеру, сыну очень нравился спайдермен. Теперь, к счастью, это в прошлом. Даян, которого я назвал в честь легендарного «черного генерала» Даяна Мурзина, знает, что настоящий герой – это его прадедушка, который был участников Великой Отечественной войны, бил фашиста.
- Сейчас что читаете?
- Хоть времени катастрофически не хватает (я ведь еще своими руками строю дом), свободную минутку все же стараюсь посвящать чтению. Перечитываю книги современного фантаста Романа Злотникова. Кроме того, изучаю книги по психологии, самообороне, тактическом бое и пр.
- Недавно премьер-министра Дмитрия Медведева спросили про зарплаты учителей. При этом сравнили их зарплаты с зарплатами полицейских на Северном Кавказе. Как прокомментируете?
- Во-первых, встречался я с таким мнением на каком-то интернет-форуме. Пришлось спросить у «умника»: а ты пойдешь за эти деньги на нож? Ответа не последовало.
Во-вторых, в нашем отделе, несмотря на наши «заоблачные» зарплаты, недокомплект. Так что, пользуясь случаем, приглашаю желающих на службу!
- Вы и спортом увлекаетесь?
- Только не на уровне боления за какую-нибудь команду! Около двух десятков лет занимаюсь армейским рукопашным боем, боксом. А еще обожаю смотреть армейские игры. Армейский биатлон и все прочее. Полезная во всех отношениях затея!
- За политикой следите?
- Есть такой человек. Марат Мазитович Мусин, профессор, ученый. Когда ему задали подобный вопрос, он ответил, что у него четверо детей, и он боится за их будущее.
- Будущее России видится вам в светлых или темных тонах?
- В светлых. Я где-то читал, что Россия – это душа Земли. Это доказывает вся наша история. Ребята на Западе периодически «зарываются». И когда такое происходит, приходят суровые ребята с Северо-востока и вразумляют их (улыбается).
- Сейчас модно говорить о современных технологиях, роботизации и пр…
- Прогресс в той форме, как это происходит, меня, не буду скрывать, немного пугает. Все эти айфоны, айпады, универсальные карты, чипизация…
Еще в школе читал рассказ Роберта Шекли. Автор повествует о том, как был создан речевой компьютер в виде пломбы. Нужно было вставить эту пломбу, и она за тебя отвечала, например, на экзаменах и пр. Как с этим ни боролись, ничего не получилось. Вскоре люди разучились разговаривать – за них это делала пломба. Соответственно, люди разучились думать и творить. Заканчивается рассказ тем, что умирает последний человек, умевший чинить эти пломбы и спустя многие годы возле скелетированного трупа этого старика раздается вопль, отдаленно напоминавший человеческий – человек снова получил огонь.
- Жизнь – это данность или задание?
- Жизнь состоит из ситуаций. Каждая ситуация – испытание для человека. И он сам решает. Как говорится, «все что нас не убивает, то делает нас сильнее».
- Фридрих Ницше…
- Не знал. Впрочем, у Ницше мне больше других нравится такой афоризм: «Беззаботными, насмешливыми, сильными – такими хочет видеть нас мудрость: она – женщина и любит всегда только воина».
- Исторические персонажи, которые вам ближе других?
- Чингисхан, Брусилов, Рокоссовский, Шапошников, Виктор Леонов, Сталин, Берия…
- Любимая историческая эпоха?
- Здесь и сейчас (с улыбкой).
- Наверняка в космос хотели бы полететь?
- Не хотел бы. Здесь надо жить, на Земле.