Как живешь, приемная семья?
Нуртдиновых из с. Новый Артаул в районе знают многие. Статус приемной семьи они получили 14 лет назад. За это время от детдомовской биографии они уже оградили шестерых детей. На сегодня близнецы Риф и Рит Исангуловы, окончив школу, успели отслужить в рядах Российской армии. Один из них по контракту продолжает службу в Мурманске, другой приехал на родину, в Баймак, и в родном районе ему выделили квартиру. Работает в МТС. Выросли и приемные Эльмира с Эльвирой. Старшая из сестер Закировых, которые попали в Янаул из Октябрьского детдома восемь лет назад, нынче оканчивает школу, собирается поступать. Ощущая родительское тепло, входят в юношеский возраст Радмир и Рауль, мальчики из Нуримановского района.
На днях мы снова побывали в этой семье. У них «прибавление»: Нуртдиновы приютили под свое крыло еще четверых детей. Эти малыши успели повидать немало. Их уже брали в приемные семьи, но каждый раз возвращали обратно: отношения с детьми у новых родителей не складывались. Как правило, те дети, которые однажды пережили стресс, бывают достаточно «сложными» (родители живы, но лишены родительских прав), к ним нужен особый подход. А еще сложнее – их перевоспитывать.
Когда к ним обратились специалисты отдела опеки с просьбой принять в семью еще детей, Ралиф и Лидия Нуртдиновы поначалу отказались. Новый член семьи означал, что нужно все начинать с нуля. С детьми, которые привыкли, что не надо соблюдать никакого режима, можно не трудиться, необязательно учить уроки, нужно еще раз пройти адаптацию в семье. Мало поставить их на ноги, нужно еще вырастить хорошими людьми.
Нуртдиновы отказались, а боль в сердце осталась. Ведь пропадут! Значит, еще несколько сломленных судеб. Взвесив все «за» и «против», они дали добро. Так, в начале декабря 2013 года у них появился Руслан. Потом из приюта с. Шулганово они забрали Славу Минневалиева, Дашу и Машу Параваевых.
- Дети с очень ранимой психикой, особенно Славик, у которого начался переходной возраст, - рассказывает Лидия Гатаулловна. – Пока они привыкают друг к другу, новой семье.
В день нашего приезда дети под руководством Ралифа Зайкатовича закладывали цветник перед домом. Взрослые работали, маленькие возились тут же, играли в песочнице - все под присмотром.
Ралиф и Лидия с присущими только им приемами воспитания постепенно работают над тем, чтобы дети не были обиженными, чтобы поняли: все делается для их же блага. Предпочтение в семье отдается, конечно же, трудовому воспитанию. Да, хозяйство Нуртдиновых большое, работы хватает. Тот, кто знаком с сельской жизнью, с первого взгляда поймет, что «крутиться белкой» здесь нужно с раннего утра до поздней ночи. В результате - в доме достаток, дети обуты, одеты, накормлены. «Жить лучше не означает, что ребенка нужно освобождать от трудовой нагрузки, от обязанности разделять заботы по хозяйству», - говорит Ралиф Зайкатович.
- Мы не делаем ничего особенного. Мы просто хотим дать ребенку то, что есть у других детей, - резюмирует Лидия Гатаулловна. - В чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но и для того, чтобы вырасти счастливым. Ребенок должен чувствовать, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, - как подсказывает мне мое педагогическое прошлое, только трудом можно вернуть в души этих детей надежду, что они востребованы, и вырастить из них трудолюбивых и законопослушных граждан. Именно это сознание формирует настоящего человека. Счастливого человека, который не пропадет в будущем. К сожалению, часто мы упускаем моральный аспект труда, полагая, что если ребенок чем-то занят, то в нем формируется трудолюбие. Конечно, развивается, но в тесном контакте с эгоизмом. Ребенок трудится для себя. Только участием в общем труде, в труде для других, а не для себя, формируется настоящий человек.
Недавно по радио «Юлдаш» я услышала такую фразу, - продолжает Лидия Гатаулловна, - «Кинь серебряную монету тому двору, где растет сирота, даже если у этого дома ворота позолоченные». Насколько трудно приходится порой, знает только тот, кто сам прошел через это. Всякое бывает, но мы не жалуемся. Хотелось бы некоторой поддержки и со стороны властей (провести водопровод, газифицировать дом – прим. ред.). Ведь в нашем деле нет ни отпускных, ни премий, - добавляет она.
По всей вероятности, читатель усмехнется, мол, желаете еще и вознаграждения? Но мне кажется, что 5 тысяч рублей в месяц - это не слишком сильный аргумент, чтоб взять на воспитание ребенка, от которого несколько раз отказались другие семьи. Положа руку на сердце, скажите, уважаемый читатель, у вас бы хватило духу на столь ответственный шаг? Ведь ребенок приходит в семью не на день или два, и не на месяц, а на долгие годы. Откуда у таких людей, как Нуртдиновы, такое большое и любящее сердце?