НИКОЛАЙ ПЛЕТНЕВ: О ВОЙНЕ, ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ СТРАНЫ
Николай Петрович Плетнев, 86летний ветеран Великой Отечественной войны, зашел в отдел писем редакции в конце марта. Бодрый, с улыбкой, но одновременно с грустинкой в глазах.
Детство. 30е
- Николай Петрович, расскажите о детстве будущего фронтовика, будущего победителя.
- Родился я в Черауле в крестьянской семье. Отец, Петр Павлович, работал председателем сельсовета, бригадиром колхоза, который тогда носил имя Молотова. Мать, Анастасия Осиповна, трудилась здесь же. Старший брат, артиллерист прямой наводки, вернулся с Победой и с двумя орденами Славы. И сестренка, которая вместе с матерью трудилась в тылу.
Когда я пошел в первый класс семилетки, в стране был неурожай и страшный голод. И хоть украинцы и говорят про свой Голодомор, мол, у них только эта беда была, голод был везде. Помню, галанка (печь – прим. ред.) в школьном классе стояла. И от нее пахло хлебом. Так я к ней подошел, обнял… Мы ж тогда лебеду ели, ильмовую кору, кругом неурожай был. Тяжело об этом вспоминать…
Как пошел в четвертый класс, так сразу дали пару коней, с которыми и пахал, и боронил… Но постепенно в деревне начала появляться техника: «ХТЗ», «ЗиС» на дровах (смеется).
- Жизнь в Черауле в 30х кипела?
- Деревня была большая: шесть бригад. В другихто по четыре было. И убирали не как сейчас: колоски вручную собирали! Ну и, опять же, школасемилетка, единственная в округе. В Черауле грамоте обучались дети из близлежащих деревень.
Юность. Фронт и тыл
- Каким вам запомнился день 22 июня 1941 года? Были ли, к примеру, среди людей пораженческие настроения, о чем любят говорить некоторые современные историки?
- Пораженцев не встречал. На фронт стремились все. Уходили ктото сам, ктото по повестке. Зато сейчас…
Я еще вот что хочу сказать: когда Гитлер на нас напал, он думал, что люди в СССР расколются по национальному признаку. Но наш многонациональный народ встал единым строем на защиту Отечества. Все встали плечом к плечу. Мы выстояли.
- Сражались вы танкистом…
- Танковое дело освоил в Свердловске, в 43м отправили на фронт. Воевал на «тридцатьчетверке». Первый танк сгорел, второй подбили, а на третьем доехали до Победы. Наше подразделение получило 23 благодарности, в том числе и от имени Верховного Главнокомандующего Сталина.
Экипаж танка состоял из командира танка, командира орудия, заряжающего, механикаводителя и радистапулеметчика. Я был радистомпулеметчиком, а также редактором боевого листка. Спали в основном сидя, внутри танка – снайперы.
Помню, как подбили первый танк: башню машины метров на 50 унесло. А у нас только заряжающего слегка зацепило. Потом мы, как утки, на несколько часов в колее танковой залегли – чтобы выжить.
Что такое Т34? С одной стороны, это убойная сила, маневренность, мощная броня. С другой – если горючим его не заправишь, если снаряды вовремя не подвезли, то это всего лишь груда металла и мишень для врага.
- Такое часто бывало?
- К счастью, нет. Обеспечение боеприпасами и горючим было даже лучше, чем обеспечение едой. Тыл работал бесперебойно. И все мы бесконечно благодарны нашим женщинам, нашим милым женщинам: они воевали наравне с мужчинами, они работали день и ночь в тылу, они воспитывали детей. А еще они писали письма. Письма – это счастье, они согревали сердца солдат. И, получив письмо, хотелось воевать еще лучше, сильнее бить врага.
- Как в Красной армии восприняли открытие второго фронта в конце ноября 1944 года?
- Хорошо восприняли. Мы этого ждали. Союзники нам помогли. Лучше, как говорится, поздно, чем никогда. А еще мы боялись, что Япония нам войну объявит.
После войны
- Николай Петрович, когда вы узнали о Победе?
- 12 мая в Чехословакии. Нас, кстати, в освобожденных странах цветами люди встречали.
А домой после Победы мне суждено было вернуться нескоро – в 50м. Служил после войны в Украинской ССР. Столько лет служил, а слова «дедовщина» не знал (вздыхает). Тогда все подругому было. Приходит молодой – прибери к рукам, обучи, научи. Чтоб оставить после себя достойную смену. А сейчас… Эх, что тут говорить…
- Что было потом?
- В Черауле у матери после демобилизации пробыл всего месяц – уехал в Янаул, начал работать кочегаром в депо. Так всю жизнь на «железке» и проработал: сначала помощником машиниста паровоза, затем – тепловоза, потом стал машинистом. На электровоз пересесть не успел – в 1981м вышел на пенсию.
- Может расскажите о знакомстве со своей будущей женой?
- С Клавдией Александровной, труженицей тыла, мы познакомились, когда нас из депо направили в колхоз на уборочную страду. Повезли зерно на элеватор – оказалось, что влажность повышенная. Пока везли обратно на просушку, шофер зашел «остограммиться» (тогда можно было). Пока ждали его, подошли девушки, попросили подбросить. Шофер вернулся – разрешил. А пока ехали, дождь пошел. Ну я приглянувшуюся девушку фуфайкой своей и прикрыл. Разговорились. А немного погодя пришел к ней стричься (она парикмахером работала). Потом – в кино. «Скорешились», вот и живем.
Партия. Сталин и другие
- Вы в партии состояли?
- Нет. Был и октябренком, и пионером, и комсомольцем. А в партию вступить не решился – боязно както было. Считал, что до КПСС не дорос, что там должны быть ведущие люди страны, а я постов высоких не занимал.
- Кто, на ваш взгляд, самый выдающийся лидер нашей страны за последнее столетие?
- (после паузы) Иосиф Виссарионович. Суровый был человек, всю страну держал в кулаке. К врагам был беспощаден, но зато порядок был в стране. Но Сталину, политике, которую он проводил, наша страна обязана очень многим. Вот, думаю, если бы его сейчас оживить, у него бы волосы дыбом встали от того, что происходит.
- Ваше отношение к Михаилу Горбачеву.
- Я бы Горбачева не слишком осуждал. Ему досталось разрушенное хозяйство. А вот Ельцина осуждаю. Всю страну при нем разворовали. И как сейчас вернуть хватаное? Так просто не вернут ведь. А вот Путина зря ругают. Он много чего сделал, в том числе и для нас, ветеранов.
Сегодня и завтра
- Как вы живете сегодня? Хватает ли внимания со стороны окружающих, государства?
- Как вам сказать? В доме пол провалился недавно – поддомкратил, две чурочки подложил. Ничего вроде, держится. Так же и с углом дома – туда кирпичи подложил.
В санатории давно не был. А так хочется.
Жене и мне в прошлом году открытку президент Медведев прислал. Спасибо.
- Огород держите?
- И живность держим – кур, коз, и огород есть, куда без него. Потихоньку работаем. Сосед мотоплугом вспахивает. Молочко козье пьем, сметанку кушаем, благо сепаратор есть. Дети, конечно, приезжают, помогают. Зовут к себе в Ижевск. Да мы уж пообжились. Баня опять же есть. Куда без бани?!
- Какое у России будущее?
- Верю, что Россия обязательно станет великой страной, станет державой. Военнопромышленный комплекс подымать начали. Офицерам квартиры дают понемногу.
Свою противоракетную оборону строить надо, а не верить американцам. Молодежь нынешняя должна всем этим заниматься. Я вот с молодыми когда разговариваю, часто им говорю: это ваша родина, вам здесь жить, берите страну в свои руки, развивайте. Будьте ответственными. Уж если мы, лапотные, в той войне выстояли, то вам негоже странуто проигрывать…
- 9 Мая вы…
- Встаю пораньше. Настроение приподнятое. Спешу с однополчанами встретиться. Пока живые мы еще…
- С наступающим, Николай Петрович, здоровья вам и Клавдии Александровне!